Данная образовательная программа - многофункциональный документ, отражающий реальное состояние МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ЗЕЛЕНЧУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (далее по тексту Учреждение), в реализации услуг дополнительного образования детей, в
соответствии с особенностями и возможностями Учреждения, а также перспективы его развития.
Образовательная программа адресована для всех интересующихся деятельностью нашего Учреждения. Пользуясь текстом программы, они могут узнать о реализации дополнительного образования в Зеленчукском муниципальном районе в условиях Учреждения. Программа утверждена на педагогическом совете протокол № 1 от 09.09.2020г. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются: □ Конвенция ООН о правах ребенка; □ Конституция Российской Федерации (12.12.1993); □ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; □ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ); □ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; □ Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ; □ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 г. №1008; □ Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; □ Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Зеленчукского муниципального района. Утвержден постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от 28.06.2021 года № 633 Целью образовательной программы является создание максимальных условий и механизма развития дополнительного образования детей средствами Учреждения в условиях модернизации дополнительного образования. Образовательная программа Учреждения предназначена удовлетворять потребности: • воспитанников в - получение качественного бесплатного дополнительного образования по образовательным программам, реализуемым Учреждением; выборе объединения, педагога, образовательной программы и формы получения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями; обучение по индивидуальным планам и по ускоренному курсу обучения; общества и государства - в совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации воспитанников к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости; • образовательных учреждений - в организации дополнительного образования в школах педагогическими работниками Учреждения на основе договоров сотрудничества. • учреждения культуры и других социальных партнеров - в предоставлении выездных творческих выступлений студий и реализации совместных проектов. • выпускника Учреждения - в социальной адаптации. Основные задачи программы 1. Обеспечение современного качества и доступности услуг по направленностям деятельности Учреждения в интересах личности, общества, государства. 2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей. 3. Развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - воспитанников, педагогов, родителей. 1. Описание Учреждения Структура образовательной среды, внутренние и внешние связи Общая информация Название (по уставу) Тип Вид Организационно-правовая форма Учредитель Год основания Юридический адрес МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗЕЛЕНЧУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР) образовательное учреждение образования детей; дом детского творчества. Муниципальное учреждение дополнительного Телефон Факс e - mail Адрес сайта в интернете Администрация Зеленчукского муниципального района 1953 РФ, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, ст.Зеленчукская, ул.Ленина,76 8(87878)5-18-70 ddt-zmr@mail.ru http://ddtzelenchuk.ru Лицензия (дата выдачи, №, кем выдана) 29.10.2021 года, № 249, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики 1.1 Информационная справка 1998 год - Дом пионеров переименован в Дом школьника. 2006 год - Дом школьника переименован в МОУ ДОД «Дом детского творчества» Зеленчукского муниципального района. 2015 год - переименован в МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР 2021 год –переименован в МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР Сегодня МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР - учреждение дополнительного образования детей, включающее ряд разнопрофильных кружков и объединений, объединенных общими гуманистическими концептуальными идеями, признанием дополнительного образования как социокультурной технологии, интегрирующей педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующей индивидуальные способности освоения культурных ценностей, поведения, общения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Уставом, нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» самостоятелен в формировании своей структуры. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Отношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. К исключительной компетенции Учредителя относятся: - утверждение Устава Учреждения, внесение в него изменений и дополнений; - решение вопросов реорганизации и ликвидации Учреждения, назначение ликвидационной комиссии; - назначение и освобождение от должности директора Учреждения, заключение трудового договора с директором Учреждения, осуществление контроля за выполнением условий договора; - осуществление контроля за образовательной и финансово-экономической деятельностью, сохранностью и эффективным использованием имущества и земельного участка, закрепленного Учредителем за Учреждением; - формирование и утверждение для Учреждения муниципального задания в соответствии с предусмотренными его Уставом основными видами деятельности. Руководство и непосредственное управление Учреждением осуществляет Директор, прошедший соответствующую аттестацию. Распоряжения директора по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для исполнения всеми работниками. Коллегиальными органами Учреждения являются: 1. Общее собрание работников. 2. Педагогический Совет. Общее собрание работников Учреждения вправе принимать решения, если в его работе участвуют более половины сотрудников, для которых Учреждение является основным местом работы. Общее собрание работников Учреждения имеет право: - обсуждать и принимать Устав Учреждения, изменения и дополнения к нему; - обсуждать и утверждать «Правила внутреннего трудового распорядка» Учреждения; - принимать решения о необходимости заключения коллективного договора; - утверждать коллективный договор. Общее собрание работников выполняет следующие функции: - представляет и защищает интересы работников во взаимоотношениях с администрацией, работодателем в области трудового права; - содействует организации безопасных условий образовательного процесса; - участвует в разработке локальных актов учреждения, касающихся интересов трудового коллектива; - согласовывает характеристики и решения администрации о выдвижении кандидатур на награждения; - осуществляет контроль за соблюдением работодателем, администрацией учреждения норм трудового права; - участвует в работе комиссий учреждения по распределению стимулирующего фонда, аттестации рабочих мест, охране труда и других. С целью обсуждения важнейших вопросов педагогической деятельности Учреждения, развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения педагогического мастерства и творческого роста педагогических работников Учреждении действует коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Учреждения – Педагогический Совет. Педагогический Совет под председательством директора Учреждения: - обсуждает Программу развития учреждения, образовательные программы и учебные планы Учреждения; - обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; - содействует администрации Учреждения в повышении квалификации педагогических работников, развития их творческой инициативы; - анализирует эффективность выполнения образовательных программ и т. д. Педагогический коллектив формируется в соответствии со штатным расписанием. В Учреждении разработаны внутренние локальные акты: регламентирующие управление образовательным учреждением на принципах единоначалия и коллегиальности; отслеживающие эффективность работы педагогических работников и создающие условия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления профессионально-педагогической деятельности; регламентирующие стабильное функционирование образовательного учреждения по вопросам укрепления материально-технической базы, ведению делопроизводства и документооборота; В целом структура МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР и система управления достаточны и эффективны для обеспечения выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Собственная нормативная и организационно-распорядительная документация соответствует действующему законодательству РФ. Задачей совершенствования управленческой деятельности является поддержание мотивационной среды, способствующей укреплению позитивного настроя педагогов на работу. 1.2 Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса регламентируется: - учебным планом, утверждаемым Учреждением самостоятельно и согласованным начальником Управления образования администрации Зеленчукского муниципального района; - годовым календарным учебным графиком; - расписанием занятий. Дом детского творчества организует работу с детьми в течение всего календарного года. Учебный год в МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» начинается 15 сентября, заканчивается 31 мая текущего года. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в Учреждении является занятие. Продолжительность занятий и их количество определяются образовательной программой. Занятия в МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР проходят в соответствии с расписанием, составленным администрацией учреждения, по представлению педагогических работников, исходя из наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, их возрастных особенностей, установленных санитарно-гигиенических правил и норм с учетом пожеланий родителей (законных представителей) и рационального использования помещений. Расписание занятий составляется на год и утверждается директором учреждения. Начало занятий в объединениях зависит от начала и от окончания занятий в общеобразовательных школах и может меняться в течение года. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Допускается перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией учреждения. Ответственность за выполнение расписания несет методист. В каникулярное время учреждение может организовывать разнообразную массовую работу с детьми и их родителями (законными представителями). Предельная недельная учебная нагрузка на одного обучающегося устанавливается в соответствии с учебным планом, возрастными и психофизическими особенностями обучающихся, нормами СанПин. Между занятиями, а также при продолжительности занятия более 1 академического часа (до 35 минут для дошкольников и до 45 минут для школьников) обязательны перерывы длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещения. Количество обучающихся в группе устанавливается в соответствии с образовательной программой, характером деятельности, возрастом обучающихся, условиями деятельности, санитарно-гигиеническими нормами. Предельная наполняемость детских объединений определяется в соответствии с рекомендуемыми нормами СанПиН. Деятельность детей осуществляется по группам и всем составом объединения. Дети от 6 лет до 18 лет имеют право выбрать себе объединение по интересам, в соответствии со своими потребностями и возможностями, каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях. Программы дополнительного образования компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивают доступ к новым культурным ценностям. Программы дополнительного образования содействуют самореализации ребенка и создают «ситуацию успеха»; обеспечивают выход на другие сферы деятельности; положительно сказывается на результатах общего образования. Прием обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детьми общеобразовательных программ по заявлению родителей (законных представителей). Дополнительное образование в Доме детского творчества реализуется на бесплатной основе. Нормативный срок освоения программ: минимальный – 1 год, максимальный – 4 года. Организация образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: - максимальной включенностью педагога и ребенка; - содружеством детей и взрослых, демократичностью общения; организацией обучения на добровольных началах; - сочетанием различных направлений и форм занятий; - возможностью перехода обучающихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); - осуществлением в свободное от основной учебы время, свободой выбора направлений, видов деятельности и возможности смены деятельности в течение года; - направленностью на развитие творческих способностей обучающихся, развитие познавательного интереса и возможность сочетания различных направлений и форм занятий; - сильным личностным влиянием педагога на обучающегося; - неформальным и комфортным характером для всех участников; - наибольшим приближением к природным основаниям развития ребенка, когда акцент ставится на общении, на передаче опыта старшего младшему. Для более успешной организации образовательного процесса педагоги: - признают право ребенка на свободное самоопределение и самореализацию (свобода выбора вида деятельности); - развивают индивидуальность в практике образовательного процесса (использование педагогических технологий: творческой мастерской, критического мышления, игровых, КТД, метода проектов; разнообразных форм организации познавательной деятельности: экскурсии, конкурсы, ролевые игры; использование педагогами технологии педагогической поддержки, сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии); - учебные занятия проводятся в системе. На основании лицензии на ведение образовательной деятельности МБУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся. В учреждении реализуются 19 дополнительных общеобразовательных программы по 5 направленностям дополнительной образовательной деятельности: художественно-эстетической; декоративно-прикладной; туристско-краеведческой; спортивной; научно-технической; технической. Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется на занятиях как традиционных, так и нетрадиционных форм: - дискуссия; - экскурсия; - занятие-практикум; - учебная игра; - защита проекта; - интегрированное занятие; - деловая игра; - турнир; - конкурс; - занятие-сказка; - аукцион идей; - творческая мастерская. Педагоги Дома детского творчества используют весь спектр форм организации познавательной деятельности детей: индивидуальная, парная, групповая. В целях активизации познавательной деятельности воспитанников в рамках личностно-ориентированного образования, педагогами активно используются приемы различных педагогических технологий: - дифференцированного обучения; - проблемного обучения; - личностно-ориентированного обучения; - игровые технологии; - коллективного творческого дела; - развивающего обучения; - педагогической поддержки; - мастерских ценностных ориентаций; - педагогики сотрудничества. Использование разнообразных форм проведения занятий и приемов педагогических технологий способствует созданию оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, обеспечивает личностно -деятельностный характер усвоения знаний, умений, навыков, учитывает индивидуальные особенности личности, развивает познавательную активность, творческую самостоятельность, индивидуальные способности на пути социального и профессионального самоопределения воспитанников. Полнота реализации программ дополнительного образования определяется соответствием учебно-тематического плана рабочей программы, календарно-тематического плана работы детского объединения содержанию тем и количеству часов на их освоение в журнале учета посещаемости детских объединений. В течение учебного года в случае необходимости производится корректировка календарно-тематических планов с целью максимально полной реализации программного материала. Методическая работа с педагогами строится с учетом подготовленности кадров, носит научно-методический характер и направлена на оказание консультативной помощи и обучение педагогическому мастерству молодых специалистов. Одним из направлений методической работы является организация методической помощи в подготовке и проведении мастер-классов, открытых занятий. 1.3. Участники образовательного процесса Поскольку качество и результативность работы учреждения дополнительного образования в определяющей степени зависит от их кадрового потенциала, от профессиональной компетентности и творческой активности педагогов, одним из качественных показателей педагогической деятельности МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» является стабильность педагогического коллектива. Общая численность педагогических работников Учреждения составляет 15 человека. Из них: штатные педагогические работники (без учета внешних совместителей) – 11 человек (73,3%); педагогические работники, работающие на условиях штатного совместителя (внешние совместители) - 4 человек (23,5%). Качественный состав педагогического коллектива: Параметр Количество % Всего педагогических работников 15 100 Количество педагогических работников, имеющих высшее образование Количество педагогических работников, получающих высшее образование Количество педагогических работников, имеющих среднее профессиональное, среднее специальное образование Количество педагогических работников, имеющих ученую степень, почетные звания, ведомственные награды и знаки Количество работников, имеющих квалификационную категорию. Из них: высшую 9 52,9 0 0 8 47,3 1 6,6 14 93,3 8 57,1 первую 6 42,8 Количество работников, имеющих соответствие занимаемой должности Количество работников, прошедших курсы повышения квалификации за последние 5 лет Педагогический стаж работников: до 5 лет 5-10 лет 10-20 лет свыше 20 лет Возраст педагогического состава: до 30 лет 0 15 100 0 4 6 7 0 23,5 35,3 41,2 0 0 от 30 до 50 лет 12 70,5 старше 50 лет 5 29,4 Очевиден высокий уровень профессиональной образованности. Всеми штатными педагогическими работниками пройдены курсы повышения квалификации. Педагоги осознают необходимость самосовершенствования и повышения квалификации, что способствует улучшению образовательного процесса. В МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» для педагогических работников созданы необходимые условия: - организационные: деятельность педагогических работников строится на основании ТК РФ, составлено удобное для каждого расписание занятий; - информационно-методические условия: своевременное направление на курсы, семинары, МО; обзор нового в законодательстве и организации деятельности; консультации методиста, директора; организация тематических семинаров, педсоветов. - психологические: в доме детского творчества складывается демократический стиль управления, создан благоприятный психологический климат, каждый может внести предложения по улучшению работы Дома детского творчества, отработана система стимулирования педагогов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в учреждении созданы условия для профессионального роста педагогов. Коллективу свойственна определенная сплоченность, организованность, широта интересов, преобладание вклада над потреблением, таким образом коллектив обладает достаточно высокой социальной активностью. Характеристика детского контингента № п/п Направленность программ Число детских объединений Художественно-эстетическая Спортивная Туристско-краеведческая Техническая Итого: 1. 2. 3. 4. 6-9 лет 10-14 лет 15-17 лет 18 лет и старше - мальчики - девочки 9 1 2 5 17 192 369 65 5 248 383 631 Итого: Социальный статус обучающихся и их семей № п/п Социальный статус 1 Количество детей из многодетных семей 2 Количество опекаемых 0 3 Количество детей с ограниченными возможностями 2 103 4 Количество детей-инвалидов 9 Для всех категорий обучающихся созданы равные условия для дополнительной образовательной деятельности, обеспечено индивидуальное педагогическое сопровождение. Дополнительное образование является средой для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей. Этому в наибольшей степени способствует организация участия детей в конкурсных мероприятиях. Расширяется спектр конкурсных мероприятий, в которых принимают участие обучающиеся учреждения. 1.4 Структура образовательной среды В соответствии с установленным государственным статусом Учреждение реализует образовательные программы: общеобразовательные (дополнительные) художественной-эстетической, технической, декоративно-прикладной туристско-краеведческой и спортивной и направленности. В структуре Учреждения функционируют следующие направления работы: Художественно-эстетическая направленность представлена следующими детскими объединениями: 1. объединение «Хореографический» 2. объединение «Вокальный» 3. объединение «Юный художник» 4. объединение «Стиль 5. объединение «Рукоделие из бисера» 6. объединение «Мягкая игрушка» 7. объединение «Учимся шить» 8. объединение «Резьба по дереву» 9. объединение «Флористика» 10. объединение «Творчество без границ» 11. объединение «Рукоделие» Цель направленности: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, развитие творческих способностей обучающихся и формирование у них исходных представлений о преобразовании материалов, планировании, изготовлении, оценки качества готовых изделий; развитие гармоничной, творческой личности, на основе формирования у обучающихся основ целостного эстетического мировоззрения. Задачи направленности: - изучение изобразительного, вокального и танцевального искусства. - формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности. - формирование художественно-творческой активности, осознание личных связей с искусством. - Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 3 лет обучения. Техническая направленность представлена следующими детскими объединениями: 1. объединение «Техническое творчество» 2. объединение «Авиа и судомоделирование» 3. объединение «Занимательная информатика» 4. объединение «Компьютерный» 5. объединение «Робототехника» Цель направленности: формирование у занимающихся устойчивого интереса и потребности в техническом творчестве, постройке и чтении чертежей, формирование навыков здорового образа жизни, освоение и совершенствование специальных навыков в избранном виде направленности. Задачи направленности: - выявление задатков и способностей детей: - приобретение разносторонней физической подготовки на основе разносторонних занятий: - привитие стойкого интереса к занятиям по техническому конструированию и моделированию; - воспитание дисциплинированности, трудолюбия, чувства товарищества, воли к победе; - развивать творческую активность обучающихся через раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - расширять знания обучающихся в области декоративно-прикладного искусства; - формировать эмоционально-социальные навыки в процессе практической деятельности; - научить применять полученные знания в практической деятельности. Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 4 лет обучения. Спортивная направленность представлена следующими детскими объединениями: 1. объединение «Кунг-фу» Цель направленности: содействие правильному физическому развитию обучающихся в спортивных кружках и секциях. Задачи направленности: - укрепление здоровья, закаливание организма: - воспитание у юных спортсменов привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом; - привитие необходимых гигиенических навыков и умений. Физкультурно-спортивная направленность реализуется по программам обучения со сроком реализации от 1 до 3 лет. Программный материал составляется отдельно для каждой возрастной группы с указанием содержания теоретических и практических занятий. Туристско-краеведческая направленность представлена следующими детскими объединениями: 1. объединение «Юный турист» 2. объединения «у истоков прошлого» Цели направленности: привитие навыков туристической деятельности, физическое воспитание детей, удовлетворение естественной потребности учащихся в непосредственном познании мира, своего края; воспитание любви к Родине, Отчизне; Задачи направленности: - формирование чувства любви и уважения к своей малой родине; - изучение истории родного края; - патриотическое воспитание личности; - привитие любви к труду, умению трудиться; - приобретение учащимися необходимых военно-прикладных навыков; - формирование навыков здорового образа жизни. Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 3 лет обучения. 2. Образовательная политика Педагогическим коллективом были определены приоритетные направления образовательной политики Учреждения, а именно это - свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализация ребенка; единство обучения, воспитания, развития; обновление структуры и содержания образования. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу развития содержания образовательной деятельности Учреждения, которые соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Основной целью деятельности Учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, становление творческой индивидуальности, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии. Сочетание массовости и личностной ориентации определяет установку на создание новых комплексных по содержанию, видам и формам деятельности проектов. Удовлетворение индивидуальных потребностей реализуется через формирование системы многоуровневых программ, интегрирующих формы познавательной, коммуникативной досуговой деятельности. Общедоступность обеспечивается многоуровневым характером педагогических программ, позволяющим каждому желающему освоить соответствующее его индивидуальным возможностям и потребностям содержание. Характеристика системы воспитательной работы Воспитательная система МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» построена на основе целостного подхода к дополнительному образованию и является гуманистической и ориентирована: на личность ребёнка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребёнка; на создание в доме детского творчества обстановки социальной защищённости, взаимодействия, взаимопонимания, творческого содружества. Воспитательная система учреждения охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и мероприятия, разнообразную деятельность, в процессе которой происходит общение детей в единый воспитывающий процесс взаимодействия детей и педагогов. Цель: создание необходимых психолого-педагогических условий для обучающегося через разнообразные виды деятельности, для того, чтобы он смог освоить все богатства человеческих отношений, быть носителем и хранителем культуры и традиций, осознать принадлежность к своей «малой родине»; организация воспитательной деятельности, способной стимулировать самопознание, саморазвитие, самоорганизацию личности, обеспечивающую в дальнейшем полноценное включение в социум человека. Задачи: - создание условий для взаимополезного взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей; - приобщение к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа; - воспитание гражданских и патриотических чувств, ответственности за будущее России. Успех в реализации воспитательной системы зависит от кадрового обеспечения и уровня подготовки кадров, их правильной ориентации на современного ребёнка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей. Теоретическим основанием программы является учёт общих закономерностей воспитательной деятельности, направленность на воспитание и развитие личности: - создание комфортной среды, способствующей наиболее полному раскрытию обучающегося и формированию духовной нравственной личности; - комплексный подход к раскрытию творческих способностей ребёнка для всестороннего его развития; - проведение праздников как для обучающихся учреждения, учащихся школ и жителей района Основные направления воспитательного процесса: - гражданско-патриотическое; - духовно-нравственное; - экологическое; - валеологическое. Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект. Формы: 1. Культурно-досуговые мероприятия - конкурсные и игровые программы 2. Мероприятия культурно-познавательного характера - тематические беседы; - экскурсии; - просмотр фильмов; 3. Праздничные мероприятия - календарные праздничные мероприятия; 4. Выставочная деятельность 3. Мониторинг выполнения образовательной программы В МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ведется работа над системой образовательного мониторинга, который предполагает форму организации, сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающим непрерывное слежение за состоянием ее развития. Качественный уровень освоения обучающимися программ дополнительного образования осуществляется педагогами дополнительного образования самостоятельно. В соответствии с программой дополнительного образования определяются критерии освоения содержания программы, разрабатываются показатели, определяющие уровень освоения содержания программы для каждого года обучения. Мониторинг отслеживания результативности освоения образовательных программ показал, что 34,7% обучающихся осваивают программы на высоком уровне, 49,1% - на среднем уровне, 16,1% - на низком уровне. Произошло значительное снижение количество учащихся осваивающих программу на высоком уровне. Причиной низкого уровня освоения программ является нестабильная посещаемость детьми занятий в течение учебного года. Вследствие этого обучающиеся не могут продемонстрировать высокие результаты освоения программ. Большинство педагогов неформально подходят к отслеживанию результативности обучения и используют полученные данные для совершенствования дальнейшей работы. Таким образом: педагоги детских объединений ведут большую работу по созданию комфортных условий для обучающихся, развитию личностных качеств ребенка, его самореализации. Но вместе с тем: - в большинстве случаев о результатах детей судят по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; - в оценке результатов деятельности педагоги не всегда учитывают исходные темпы ребенка и глубину освоения материала, т.к. не все дети могут «подняться» до уровня грамот и призовых мест; - в некоторых случаях коррекционная работа по результатам диагностики проводится несвоевременно. Предложение: продолжить работу над совершенствованием программы мониторинга уровня обучения, воспитания, развития обучающихся, потребностей и интересов детей и родителей. Соответствующий уровень образования воспитанников обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания дополнительного образования и поиском новых форм организации образовательного процесса. Результативность участия кружковцев в республиканских, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях, фестивалях. № п/п Наименование мероприятия Кол-во участник ов Кол-во призеров (указать 1,2, 3 Ф.И.О. победителя, призера Наименование учебного заведения места) Международные конкурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. IX Международный «GRAND ART TALANT» танцевал ьное объедине ние Лауреаты конкурса 3 степени Международный многожанровый конкурс «Таланты Великой страны» Международный конкурс хореографического искусства «Танцевальный марафон» Международный конкурс хореографического искусства «В ритме танца» Международный многожанровый конкурс « Новогодний калейдоскоп талантов» IX Многожанровый конкурс «Мой дом-Моя сцена» в рамках Международного проекта «Салют талантов». Международный конкурс творческих работ для педагогов «Зимнее вдохновение» Международный конкурс-фестиваль «STAR FEST» танцевал ьное объедине ние танцевал ьное объедине ние Диплом лауреата 1 степени объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Дипломы лауреата1 степени 2 степени Диплом Гран-При Диплом Гран-При объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Диплом 1 степени объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Диплом лауреата 2 степени объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 1 Диплом лауреата 1 степени Пелагог Левченко Т.И. МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» танцевал ьное объедине ние Диплом лауреата 2 степени 3 степени объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» танцевал ьное объедине ние танцевал ьное объедине ние танцевал ьное объедине ние объединение «Шоу-ДансМОДУС» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Всероссийские конкурсы 1. Всероссийский конкурс детских творческих работ «Уж небо осенью дышало» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 3 Дипломы 1и2 степени Бондаренко К., Пототуев С., Краснова Л. Диплом лауреата 1 степени педагог Мармуз Е.В. МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Пузикова В., Каитова А., МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 2. Всероссийский конкурс творческих работ «Осенняя мастерская» 1 3. Всероссийский творческий конкурс «По 3 Дипломы земле шагает осень» 4. 5. Всероссийский творческий конкурс, посвященный дню матери «Самая родная-мамочка моя» Всероссийский творческий конкурс «Чудесная пора новогодних елок» 1 степени Мучкина Н. 1 Диплом лауреата 2 степени 1 Диплом лауреата 1 степени Мучкина Н.. Дипломы Смородин М., Хубиева М. Всероссийский творческий конкурс «Подарок своими руками» 2 IV Всероссийский творческий конкурс рисунков по ПДД «Со стетофоровой наукой по зимним дорогам детства» Всероссийский творческий конкурс «Зимняя забавы» 2 9. Всероссийский творческий конкурс «Мы встречаем Новый год!» 5 Дипломы 1и2 степени 10. Всероссийский творческий конкурс «Волщебница зима нам дарит чудеса» 13 Дипломы 1 степени Всероссийский творческий конкурс «Путешествие в страну Фантазию» Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов организаций дополнительного образования детей «Методическая работа как средство профессионального развития педагога дополнительного образования» 3 6. 7. 8. 11. 12. Дмитриенко Ю. победителя 2 степени 1 МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» грамоты Пототуев С, Бондаренко К. МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Диплом Пототуев С. МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Гришаков Г., Комарцева Е., Сытникова П., Дмитриенко А. МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» победителя 1 степени Дипломы лауреата, победителя 5 МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Дипломы Тикунова А., Денисова Н., Шалин Н., Сытникова П. Татаренко Н., Краснова Л., Джанибекова Л. Мармуз Е.В., Кузнецова И.В., Левченко Т.И., Орлова О.А., Широкова Е.Н. МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Межрегиональные конкурсы 1. Учебно-тренировочный турнир по Абсолютному Региональному бою 1 Грамота 2 место Магомедов М. Республиканские конкурсы МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 1. 2. 3. 4. XXXI республиканские открытые соревнования школьников Карачаево-Черкесской республики по туризму Республиканский фестиваль народных промыслов «Традиции, обряды и обычаи» Республиканский конкурс профессионального мастерства работников системы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» X республиканские открытые соревнования обучающихся образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики “Школа безопасности» 1. Районная Д конкурс-выставка е творческих работ «Зимняя сказка-2021» 10 Грамоты 2 место объединение «Юный турист» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 4 Грамоты МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 1 Грамота 1 место Денисова А., Мучкина Н., Шалин Н., Грищенко В. педагог Оксаненко В.С. 10 Грамота 2 место объединение «Юный турист» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Районные мероприятия 28 Дипломы педагоги и 1 степени обучающиеся МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Заключение Таким образом, в данной программе представлены целевые и организационные ориентиры образовательной политики МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР. Не менее важным для качественной программы дополнительного образования детей представляется: предоставление обучающимся возможности выбора образовательных программ, осуществления социальных проб в рамках различных сфер жизнедеятельности; обеспечение в учреждении дополнительного образования детей целостности и непротиворечивости сфер жизнедеятельности в соответствии с социокультурным аналогом; взаимодействие с другими образовательными учреждениями, а также с учреждениями науки и культуры – расширение границ ценностно-смысловой воспитательной организации образовательного процесса. проектирование различных образовательных мероприятий: социокультурные акции, конференции, выставки, концерты, праздники, и т.д. Подводя итоги, можно сказать, что МКУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЗМР осуществляет образовательную деятельность с детьми и подростками района, целенаправленно проводит федеральную и региональную политику в сфере дополнительного образования детей. Учреждение является своеобразной творческой лабораторией, в которой апробируются новые педагогические и психологические технологии, формы и методы работы с детьми, образовательные программы, программы социокультурных мероприятий, внедряются новые информационные технологии. Учреждение активно развивает и поддерживает творческие связи с различными социальными институтами, занимающимися проблемами развития образования.